Функциональная грамотность

Что такое «функциональная грамотность»?

 

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

 

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

  

Составляющие функциональной грамотности

 

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

 

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

 

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

 

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

 

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.


Внимание! Министерство просвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). 


Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

− формирование банка заданий;

− формирование проектов тренировочных работ;

− прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;

− проверку развернутых ответов экспертами;

− накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.


ros.jpgНа Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). 

В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки. В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.Хочу такой сайт


icon-logo.png

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (ВХОД для учителя / обучающегося / эксперта)


icon-logo.png

Руководство пользователяХочу такой сайт



 Руководство пользователя.pdf (скачать) (посмотреть)


Нормативная документация


 Приказ Федеральной службы в сфере по надзору в сфере образования и науки и Министерства образования РФ от 06.05.2019 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся".pdf (скачать) (посмотреть)

 Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 №ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" .pdf (скачать) (посмотреть)

 Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1526 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности".pdf (скачать) (посмотреть)

 Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" .pdf (скачать) (посмотреть)

 Приказ Комитета образования администрации города Ставрополя от 22.09.2021 №663-ОД "Об организации работы по функциональной грамотности в городе Ставрополе в 2021-2022 учебном году".pdf (скачать) (посмотреть)

 Приказ Комитета образования администрации города Ставрополя от 14.12.2021 №933-ОД "О внесении изменений в муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОО города Ставрополя на 2021-2022 учебный год".pdf (скачать) (посмотреть)

 Приказ МБОУ СОШ №18 г.Ставрополя от 30.09.2021 №279-ОД "Об организации работы по функциональной грамотности в МБОУ СОШ №18 г.Ставрополя в 2021-2022 учебном году".pdf (скачать) (посмотреть)

 Приказ МБОУ СОШ №18 г.Ставрополя от 19.12.2021 №365-ОД "О внесении изменений в план мероприятий МБОУ СОШ №18 г.Ставрополя, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год".pdf (скачать) (посмотреть)


Методические рекомендации 


 "Формирование функциональная грамотность: с чего начать и что не забыть?".pdf (скачать) (посмотреть)

 Сборник информационных и методических материалов для педагогов.pdf (скачать) (посмотреть)

 Рекомендации для родителей школьников "Что значит быть "грамотным" в XXI веке".pdf (скачать) (посмотреть)


Банк заданий


icon-logo.png

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)


icon-logo.pngОткрытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».